Поэзия — явление иной,
 Прекрасной жизни где-то по соседству
 С привычной нам, земной.
 Присмотримся же к призрачному средству
 Попасть туда, попробуем прочесть
 Стихотворенье с тем расчетом,
 Чтобы почувствовать: и правда, что-то есть
 За тем трехсложником, за этим поворотом.
 Вот рай, пропитанный звучаньем и тоской,
 Не рай, так подступы к нему, периферия
 Той дивной местности, той почвы колдовской,
 Где сердцу пятая откроется стихия.
 Там дуб поет.
 Там море с пеною, а кажется, что с пеньем
 Крадется к берегу, там жизнь, как звук,растет,
 А смерть отогнана, с глухим поползновеньем.
Молодой человек, ради Бога,
 Хоть верлибром пиши, хоть без знаков
 Препинанья, суди меня строго,
 В гроб живым уложив и оплакав,
 Быть поэтом — завидная участь,
 Я тебя понимаю прекрасно,
 Как вцепившись в меня и намучась,
 Править ты бы хотел самовластно.
Но трудна и туманна дорога,
 Впрочем, я никого не пугаю,
 Власть, ты, может быть, знаешь, — от Бога,
 За кустами стоящего с краю,
 На него и сердись, и с упреком
 Обращайся, и с жалобой тоже
 В состязанье, где ты ненароком
 Оказаться рискуешь без кожи.
Я к ночным облакам за окном присмотрюсь,
 Отодвинув тяжелую штору.
 Был я счастлив — и смерти боялся. Боюсь
 И сейчас, но не так, как в ту пору.
Умереть — это значит шуметь на ветру
 Вместе с кленом, глядящим понуро.
 Умереть — это значит попасть ко двору
 То ли Ричарда, то ли Артура.
Умереть — расколоть самый твердый орех,
 Все причины узнать и мотивы.
 Умереть — это стать современником всех,
 Кроме тех, кто пока еще живы.
Эти бешеные страсти
 И взволнованные жесты —
 Что-то вроде белой пасты,
 Выжимаемой из жести.
Эта видимость замашек
 И отсутствие расчета —
 Что-то, в общем, вроде шашек
 Дымовых у самолета.
И за словом, на два тона
 Взятом выше,— смрад обмана,
 Как за поступью дракона,
 Напустившего тумана.
То есть нет того, чтоб руки
 Опустить легко вдоль тела,
 Нет, заламывают в муке,
 Поднимают то и дело.
То есть так, удобства ради,
 Прибегая к сильной страсти,
 В этом дыме, в этом смраде
 Ловят нас и рвут на части.
Эти сны роковые — вранье!
 А рассказчикам нету прощенья,
 Потому что простое житье
 Безутешней любого смещенья.
Ты увидел, когда ты уснул,
 Весла в лодке и камень на шее,
 А к постели придвинутый стул
 Был печальней в сто раз и страшнее.
По тому, как он косо стоял,-
 Ты б заплакал, когда б ты увидел,-
 Ты бы вспомнил, как смертно скучал
 И как друг тебя горько обидел.
И зачем — непонятно — кричать
 В этих снах, под машины ложиться,
 Если можно проснуться опять —
 И опять это все повторится.
Человек привыкает
 Ко всему, ко всему.
 Что ни год получает
 По письму, по письму
Это в белом конверте
 Ему пишет зима.
 Обещанье бессмертья —
 Содержанье письма.
Как красив ее почерк!-
 Не сказать никому.
 Он читает листочек
 И не верит ему.
Зимним холодом дышит
 У реки, у пруда.
 И в ответ ей не пишет
 Никогда, никогда.
Четко вижу двенадцатый век.
 Два-три моря да несколько рек.
 Крикнешь здесь — там услышат твой голос.
 Так что ласточки в клюве могли
 Занести, обогнав корабли,
 В Корнуэльс из Ирландии волос.
А сейчас что за век, что за тьма!
 Где письмо? Не дождаться письма.
 Даром волны шумят, набегая.
 Иль и впрямь европейский роман
 Отменен, похоронен Тристан?
 Или ласточек нет, дорогая?
Я представляю все замашки
 Тех двух за шахматной доской.
 Один сказал: «Сыграем в шашки?
 Вы легче справитесь с тоской».
Другой сказал: «К чему поблажки?
 Вам не понять моей тоски.
 Но если вам угодно в шашки,
 То согласитесь в поддавки».
Ах, как легко они играли!
 Как не жалели ничего!
 Как будто по лесу плутали
 Вдали от дома своего.
Что шашки? Взглядом умиленным
 Свою скрепляли доброту,
 Под стать уступчивым влюбленным,
 Что в том же прятались саду.
И в споре двух великодуший
 Тот, кто скорее уступал,
 Себе, казалось, делал хуже,
 Но, как ни странно, побеждал.
Чего действительно хотелось,
 Так это города во мгле,
 Чтоб в небе облако вертелось
 И тень кружилась по земле.
Чтоб смутно в воздухе неясном
 Сад за решеткой зеленел
 И лишь на здании прекрасном
 Шпиль невысокий пламенел.
Чего действительно хотелось,
 Так это зелени густой,
 Чего действительно хотелось,
 Так это площади пустой.
Горел огонь в окне высоком,
 И было грустно оттого,
 Что этот город был под боком
 И лишь не верилось в него.
Ни в это призрачное небо,
 Ни в эти тени на домах,
 Ни в самого себя, нелепо
 Домой идущего впотьмах.
И в силу многих обстоятельств
 Любви, схватившейся с тоской,
 Хотелось больших доказательств,
 Чем те, что были под рукой.
То, что мы зовем душой,
 Что, как облако, воздушно
 И блестит во тьме ночной
 Своенравно, непослушно
 Или вдруг, как самолет,
 Тоньше колющей булавки,
 Корректирует с высот
 Нашу жизнь, внося поправки;
То, что с птицей наравне
 В синем воздухе мелькает,
 Не сгорает на огне,
 Под дождем не размокает,
 Без чего нельзя вздохнуть,
 Ни глупца простить в обиде;
 То, что мы должны вернуть,
 Умирая, в лучшем виде,—
Это, верно, то и есть,
 Для чего не жаль стараться,
 Что и делает нам честь,
 Если честно разобраться.
 В самом деле хороша,
 Бесконечно старомодна,
 Тучка, ласточка, душа!
 Я привязан, ты — свободна.
У меня зазвонил телефон.
 То не слон говорил. Что за стон!
 Что за буря и плач! И гудки!
 И щелчки, и звонки. Что за тон!
Я сказал:— Ничего не слыхать.—
 И в ответ застонало опять,
 Загудело опять, и едва
 Долетали до слуха слова:
— Вам звонят из Уфы.— Перерыв.—
 Плохо слышно, увы.— Перерыв.—
 Все архивы Уфы перерыв,
 Не нашли мы, а вы?— Перерыв.
— Все труды таковы,— говорю,—
 С кем, простите, сейчас говорю?
 — Нет, простите, с кем мы говорим?
 В прошлый раз говорили с другим!
Кто-то в черную трубку дышал.
 Зимний ветер ему подвывал.
 Словно зверь, притаясь, выжидал.
 Я нажал рычажок — он пропал.
У природы, заступницы всех,
 Камни есть и есть облака,
 Как детей, любя и этих и тех,
 Тяжела — как те, как эти — легка.
Заморозить ей осенний поток —
 Как лицом уткнувшись в стенку лежать.
 Посадить ей мотылька на цветок —
 Как рукой махнуть, плечами пожать.
Ей саму себя иначе не снесть!
 Упадет под страшной ношей, мой друг.
 Но на каждый камень облако есть —
 Я подумал, озираясь вокруг.
И еще подумал: как легка суть
 Одуванчиков, ласточек, трав!
 Лучше в горькую дудочку дуть,
 Чем доказывать всем, что ты прав.
Лучше веточку зажать в губах,
 Чем подыскивать точный ответ.
 В нашей жизни, печалях, словах
 Этой легкости — вот чего нет!
Уехав, ты выбрал пространство,
 Но время не хуже его.
 Действительны оба лекарства:
 Не вспомнить теперь ничего.
 Наверное, мог бы остаться —
 И был бы один результат.
 Какие-то степи дымятся,
 Какие-то тени летят.
 Потом ты опомнишься: где ты?
 Неважно. Допустим, Джанкой.
 Вот видишь: две разные Леты,
 А пить все равно из какой.
Под сквозными небесами,
 Над пустой Невой-рекой
 Я иду с двумя носами
 И расплывчатой щекой.
Городской обычный житель.
 То, фотограф, твой успеx.
 Ты заснял меня, любитель,
 Безусловно, лучше всеx.
Непредвиденно и дико,
 Смазав четкие края,
 Растянулась на два мига
 Жизнь мгновенная моя.
Неподвижностю не связан,
 С уxом где-то на губе,
 Я во времени размазан
 Между пунктом «А» и «Б».
Прижимаясь к парапету,
 Я куда-то так бегу,
 Что меня почти что нету
 На пустынном берегу.
Дома скажут: «Очень мило!
 Почему-то три руки…»
 Я отвечу: «Так и было!
 Это, право, пустяки».
Телефонный звонок и дверной —
 Словно ангела два надо мной.
 Вот сорвался один и летит,
 Молоточек в железку стучит.
 В это время другой со стены
 Грянул вниз — и с другой стороны.
 И, серебряным звоном звеня,
 Разрывают на части меня.
 И дерутся, пока я стою,
 За бессмертную душу мою.
 Ноги — к двери, а к трубке — рука,
 Вот и замерли оба звонка.
 Телефонный звонок и дверной —
 Словно ангела два надо мной.
 Опекают меня и хранят.
 Все в порядке, покуда звонят.