Помилуй, трезвый Аристарх
 Моих бахических посланий,
 Не осуждай моих мечтаний
 И чувства в ветреных стихах:
 Плоды веселого досуга
 Не для бессмертья рождены,
 Но разве так сбережены
 Для самого себя, для друга,
 Или для Хлои молодой.
 Помилуй, сжалься надо мной —
 Не нужны мне твои уроки.
 Я знаю сам свои пороки.
 Конечно, беден гений мой:
 За рифмой часто холостой,
 Назло законам сочетанья,
 Бегут трестопные толпой
 На аю, ает и на ой.
 Еще немногие признанья:
 Я ставлю (кто же без греха?)
 Пустые часто восклицанья
 И сряду лишних три стиха;
 Нехорошо, но оправданья
 Нельзя ли скромно принести?
 Мои летучие посланья
 В потомстве будут ли цвести?
 Не думай, цензор мой угрюмый,
 Что я, беснуясь по ночам,
 Окован стихотворной думой,
 Покоем жертвую стихам;
 Что, бегая по всем углам,
 Ерошу волосы клоками,
 Подобно Фебовым жрецам
 Сверкаю грозными очами,
 Едва дыша, пахмуря взор
 И засветив свою лампаду,
 За шаткий стол, кряхтя, засяду,
 Сижу, сижу три ночи сряду
 И высижу — трестопный вздор…
 Так пишет (молвить не в укор)
 Конюший дряхлого Пегаса
 Свистов, Хлыстов или Графов,
 Служитель отставной Парнаса,
 Родитель стареньких стихов,
 И од не слишком громозвучных,
 И сказочек довольно скучных.
Люблю я праздность и покой,
 И мне досуг совсем не бремя;
 И есть и пить найду я время.
 Когда ж нечаянной порой
 Стихи кропать найдет охота,
 На славу Дружбы иль Эрота,—
 Тотчас я труд окончу свой.
 Сижу ли с добрыми друзьями,
 Лежу ль в постеле пуховой,
 Брожу ль над ТИХИМИ водами
 В дубраве темной и глухой,
 Задумаюсь, взмахну руками,
 На рифмах вдруг заговорю —
 И никого уж не морю
 Моими резвыми стихами..»
 Но ежели когда-нибудь,
 Желая в неге отдохнуть,
 Расположась перед камином,
 Один, свободным господином,
 Поймаю прежню мысль мою,—
 То не для имени поэта
 Мараю два иль три куплета
 И их вполголоса пою.
Но знаешь ли, о мой гонитель,
 Как я беседую с тобой?
 Беспечный Пинда посетитель.,
 Я с музой нежусь молодой.,.
 Уж утра яркое светило
 Поля и рощи озарило;
 Давно пропели петухи;
 Вполглаза дремля —. и зевая,
 Шанеля в песнях призывая,
 Пишу короткие стихи,
 Среди приятного забвенья,
 Склонясь в подушку головой,
 И в простоте, без украшенья.
 Мои слагаю извиненья
 Немного сонною рукой.
 Под сенью лени неизвестной
 Так нежился певец прелестный [1]
 Когда Вер-Вера воспевал
 Или с улыбкой рисовал
 В непринужденном упоенье
 Уединенный свой чердак.
 В таком ленивом положенье
 Стихи текут и так и сяк.
 Возможно ли в свое творенье,
 Уняв веселых мыслей шум,
 Тогда вперять холодный ум,
 Отделкой портить небылицы,
 Плоды бродящих резвых дум,
 И сокращать свои страницы?
Анакреон, Шолье, Парни,
 Враги труда, забот, печали,
 Не так, бывало, в прежни дни
 Своих любовниц воспевали.
 О вы, любезные певцы,
 Сыны беспечности ленивой,
 Давно вам отданы венцы
 От музы праздности счастливой,
 Но не блестящие дары
 Поэзии трудолюбивой.
 На верх Фессальския горы [2]
 Вели вас тайные извивы;
 Веселых граций перст игривый
 Младые лиры оживлял,
 И ваши челы обвивал
 Детей пафосских рой шутливый.
 И я — неопытный поэт —
 Небрежный ваших рифм наследник,
 За вами крадуся вослед…
 А ты, мой скучный проповедник,
 Умерь ученый вкуса гнев!
 Поди кричи, брани другого
 И брось ленивца молодого,
 Об нем тихонько пожалев.
 _______________
Обращено к Н. Ф. Кошанекому, профессору российской и латинской словесности в Лицее. (Имя александрийского филолога и комментатора Аристарха (II—I вв. до п. э) стало нарицательным для строгого и педантичного судьи.)
 [1] Французский поэт Ж.-Б. Грессе, автор поэмы о говорящем попугае Вер-Вере.
 [2] Олимп.